«Норникель» позеленеет, чтобы избежать национализации

Сергей Аксенов 1.08.2020 13:26 | Экономика 49

Фото: Денис Кожевников / ТАСС

Многомиллиардный штраф за разлив дизельного топлива заставил руководство «Норильского никеля» сменить подходы к производству. Теперь зарплата менеджеров будет зависеть от соответствия их работы экологическим KPI. Потанин возложил на себя личную ответственность за охрану природы. Возможно, из опасения потерять компанию. После аварии в обществе раздавались призывы национализировать предприятие. В Кремле идти на столь радикальные меры не готовы, но и прощать безответственных собственников не собираются.

Спустя два месяца после масштабного разлива дизельного топлива на ТЭЦ № 3, принадлежащей «дочке» «Норильского никеля», совет директоров группы компаний заслушал доклад о ликвидации последствий аварии. Для проведения независимой экспертизы решено привлечь компанию ERM, специализирующуюся на экологическом консалтинге. Она обещает своим клиентам превратить охрану окружающей среды из нагрузки на бизнес в конкурентное преимущество.

Среди мер, призванных исключить подобные аварии в будущем, – разработка экологических KPI для менеджмента всех уровней, влияющих на заработную плату.

По словам председателя совета директоров «Норникеля» Гарета Пенни, сотрудники должны понимать, что «окружающая среда является основополагающей частью бизнеса и что их работа будет контролироваться с точки зрения экологии». За ущерб природе придётся заплатить трудовой копейкой.

Кроме того, на «Норникеле» создан новый комитет по рискам. Вертикальная структура объединит все уровни – от мастера на производстве до президента компании. Возглавит её лично Владимир Потанин, чьё состояние прямо зависит от курса акций предприятия. Также введена должность старшего вице-президента по экологии, из операционного блока выделен экологический департамент, сформирована новая инспекция по мониторингу экологических и технико-производственных рисков.

А вот от переноса офиса в Норильск, на котором настаивает один из основных акционеров, «Русал», совет директоров «Норникеля» пытается отказаться. В сообщении компании об этом сказано крайне туманно. Мол, руководство и так «проводит и продолжит проводить значительное количество времени в Норильске». Из последнего интервью Потанина журналу Forbes известно, что он и его семья на время пандемии самоизолировались в клубе «Лужки» на Истре.

И грянул гром

Объявляя о принимаемых мерах, в «Норникеле», очевидно, рассчитывают снизить сумму, которую придётся выплатить за майскую аварию. В своём письме в Росприроднадзор Потанин просит о диалоге с компанией. Ранее он предлагал службе обсудить сумму ущерба, которая в 15 раз превышает его собственную оценку, заявленную в беседе с Владимиром Путиным (148 млрд против 10 млрд рублей). «Мы готовы идти до конца», – заявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова, имея в виду суд.

Столь жёсткая позиция чиновников может объясняться линией президента, который, обсуждая разлив топлива с Потаниным, выглядел крайне раздражённым. По следам аварии был даже спешно разработан и принят закон о предупреждении и ликвидации разливов нефтепродуктов. А «Норникелем» теперь займётся Генпрокуратура. Настоятельную просьбу разобраться на днях транслировала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. В октябре сенаторы пообещали появиться в Норильске лично.

Минприроды и нынешний его глава Дмитрий Кобылкин постоянно срывают обращения Госдумы и даже поручения президента и премьера, а также являются одним из самых больших должников в правительстве по количеству невнесённых законопроектов и поправок к ним.

Минприроды и нынешний его глава Дмитрий Кобылкин постоянно срывают обращения Госдумы и даже поручения президента и премьера, а также являются одним из самых больших должников в правительстве по количеству невнесённых законопроектов и поправок к ним.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

«Как всегда в России, пока гром не грянет, мужик не перекрестится», – говорит зампредседателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Кирилл Черкасов. По его словам, депутаты неоднократно заявляли, что надо гармонизировать законодательство в связи с новыми вызовами. Россия идёт в Арктику, активно развивает шельф. В части изменения экономического статуса этих территорий новации появляются, а вот контроль за экологией запаздывает.

– Минприроды постоянно срывает обращения Госдумы и даже поручения президента и премьера. И предыдущий министр [Сергей] Донской, и нынешний министр [Дмитрий] Кобылкин не смогли правильно выстроить работу. Ведомство – один из самых больших должников в правительстве по количеству невнесённых законопроектов и поправок к ним, – рассказал он «Октагону».

Авария на «Норникеле» показала, что на территории практически нет необходимых служб, организаций, которые могут среагировать вовремя и в нужном объёме.

– МЧС, конечно, красавцы, но и у них оказался недостаточный перечень инструментов, технологий для нейтрализации такой аварии. Нас очень расстроила позиция Росприроднадзора на первом этапе. Он откликнулся только после президентского окрика, – сокрушается Черкасов.

Отобрать и поделить

Эксперты отнеслись к изменениям на «Норникеле» с осторожным оптимизмом. Как пояснил «Октагону» проектный директор российского отделения Greenpeace Владимир Чупров, никакой «серебряной пули» в данной ситуации быть не может. KPI не панацея. Нужна комбинация мотивирующих и демотивирующих мер, наказаний, инвестиций, раскрытия информации и так далее. Хотя любые шаги приветствуются.

– Но, например, в «Сургутнефтегазе» есть система штрафов. Начались разливы нефтепродуктов – резко падает зарплата. В результате на бумаге количество разливов упало почти до нуля. При этом у «Роснефти» и «Лукойла» остались тысячи. На деле разливы «Сургутнефтегаза» никуда не исчезли. Просто их стали лучше прятать, – говорит он.

По мнению эксперта по корпоративным финансам Жанны Уляшевой, среди KPI для менеджеров «Норникеля» могут быть, например, объём трат на экологию на единицу выручки, или количество аварий на ту или иную численность персонала, или время безаварийной работы, или объём выбросов вредных веществ. Таких относительных показателей множество. И их потом на системной основе отслеживают в динамике. Ставят цели не превышать, не допускать, соответствовать и т. п.

«Но надо понимать, что какие бы KPI ни придумывали, система, при которой целью является прибыль, находится в принципиальном конфликте с заботой о природе. Экология должна быть системной целью. Если нет государственной политики в этом вопросе, ничего не поменяется».

Жанна Уляшева | эксперт по корпоративным финансамЖанна Уляшева эксперт по корпоративным финансам

Кстати, авария на «Норникеле» даёт власти повод его национализировать, добавляет эксперт. А Потанин занялся экологией, наверное, только для того, чтобы Путин не поддержал эту идею.

Действительно, сразу после аварии тема национализации «Норникеля» стала активно муссироваться в российской прессе. Потанину припомнили, что жемчужина советской цветной металлургии перешла из общенародной собственности в частную за символическую сумму. Это вызвало нервную реакцию у бывшего владельца доли в «Норникеле» миллиардера Михаила Прохорова, который назвал призывы к национализации опасным прецедентом и серьёзной угрозой для частного бизнеса.

Впрочем, власти, кажется, не имеют намерений отбирать у Потанина «Норникель». В Кремле «не видели и не слышали, чтобы кто-то об этом [национализации] говорил», поспешил заявить Дмитрий Песков.

Скорее всего, владельцев предприятия заставят дорого заплатить за ошибку, но не более того. И, конечно, должны произойти системные изменения по экологическим тематике в масштабах всей страны.

По словам депутата Черкасова, к сентябрю комитет по экологии готовит ряд поправок. В том числе к свежепринятому закону о нефтеразливах, в котором не учтено участие региональных властей в ликвидации такого рода проблем. Хотя именно они принимают решения по ЧС регионального и федерального уровня. Теперь будет предложено возложить на них основную нагрузку. Кроме того, предполагаются изменения в программе развития Арктики, куда заложат бюджетные и внебюджетные средства на создание и оснащение мобильных сил реагирования на аварии.

«Раз мы продолжаем курс на освоение Арктики, на добычу ресурсов, значит, какая-то часть средств должна тратиться на профилактические меры», – резюмировал законодатель.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю