«Жизнь под мостом»

ComDig | Urban Exploration 6.04.2021 21:28 | Регионы 44

Рассказываю, как живут люди на Питерских Канарах, заколачивая окна своих квартир

Я много раз натыкался в социальных сетях на фотографии с Канонерского острова в Петербурге. Фотографы делились кадрами огромного моста западного скоростного диаметра, который навис прямо над жилыми домами. Все выглядело так, будто это кадры из кинофильма про будущее.

Не так давно я был проездом в Санкт-Петербурге и, конечно же, не смог себе отказать в любопытстве, съездил на Канонерку и посмотрел все своими глазами.

Попасть на остров достаточно просто. Еще в 1983 году с Гутуевского острова на Канонерку был построен километровый тоннель, который иногда подтапливает из-за постоянных проблем с гидроизоляцией. До постройки туннеля попасть на остров можно было на речном трамвайчике или автомобильном пароме.

Остров вытянут с севера на юг более чем на 5 километров, а максимальная ширина его составляет всего 650 метров.

Добрую часть острова занимает Канонерский судоремонтный завод, вторая же его часть — это целый жилой микрорайон со своей инфраструктурой.

В 2016 году через остров открыли двухъярусный мост, который по проекту проходил прямо над жилыми домами. Часть домов расселили, но во многих все еще живут люди. Мы приехали сюда, чтобы посмотреть своими глазами на Канонерку и узнать у местных жителей, каково это — жить с огромным шумным «соседом», который никогда не утихает.

Мы приехали сюда в выходной день в надежде встретить здесь местных жителей и пообщаться с ними. Выезжая из туннеля, мы видим интересную картину: с одной стороны — порт, с другой — очистные сооружения. Прямо по центру острова нависает ЗСД, который, извиваясь, словно змея, уходит в Финский залив. На берегу залива сидит влюбленная пара, которая смотрит куда-то вдаль, любуясь гигантским шумным мостом.

Мы проходим мимо здания Балтийской таможни, которое было построено в 80-х годах для общежития ПТУ судостроительных заводов. После ликвидации ПТУ здание передали Балтийской таможне. Мост как раз навис между ним и жилой пятиэтажкой.

Балтийская таможня

Балтийская таможня

Вот мы и выходим в жилой район. Уже отсюда можно заметить, что все окна в жилых дома заколочены или заварены железными листами. Жуткое зрелище!

Под мостом замечаем интересное инженерное решение — это крытая галерея, больше напоминающая дачный парник.

По всей видимости, данное сооружение должно защищать прохожих от возможного падения мусора с трассы ЗСД. Но, как мы видим, удалось сэкономить и здесь, поэтому крыша уже пробита, причем дыра в ней — внушительных размеров. Даже страшно представить, что упало с моста на головы людей, ведь высота до моста здесь сравнима с 16-этажным домом, а с другой стороны этого перехода находится два детских сада!

Мы попадаем в район, где часть домов здесь расселена, но, на удивление, не снесена, и скоро мы узнаем почему. На улице очень мало людей, не смотря на то, что сегодня выходной, а проживают на острове порядка 5000 человек.

Дом по улице Канонерский остров 12, корпус 2 попал в зону улично-дорожной сети ЗСД частично, поэтому в нем расселены всего лишь две парадные, которые находятся в непосредственной близости к мосту.

Нам очень повезло попасть сюда именно в тот день, когда одна из парадных оказалась открыта. Вокруг бегали два грузчика, которые грузили из дома в мусоровоз остатки мебели и пожитков бывших жильцов.

А вот дом-сосед по адресу Канонерский остров 15, который стоит параллельно мосту ЗСД, полностью попал в зону расселения в 2016 году. С тех пор люди покинули свои квартиры: окна заколочены, заварены железными листами и заложены кирпичом.

Стены домов выглядят как после войны. С оставленными на них кляксами они выглядят жутковато.

Вид автострады, которая нависла над крышами жилых домов — зрелище впечатляющее. Вот он — настоящий киберпанк! Находясь у этой парадной, шум и правда стоит такой, как будто рядом работает трактор или идет масштабная стройка, ведь над нашими головами в данный момент на огромной скорости проносятся сотни автомобилей.

А вот так выглядит граница между жилой частью дома и расселенной. Кто-то решил, что шум ЗСД будет мешать только первым двум парадным, а остальные жильцы, по их мнению, наверное, глухие.

Конечно, фирма, строившая здесь автодорогу, поставила всем жильцам за свой счет отличные немецкие окна, и по словам жильцов — они и правда не слышат шум дороги. Но это только зимой, когда окна закрыты.

Как дышать воздухом летом — непонятно.

Я и поверить не могу, что вижу это своими глазами. Это правда не сон? Ущипните меня! Возможно, местные жители уже привыкли к шуму и этому пейзажу из фильмов про будущее с VHS-кассет, но свежим взглядом это выглядит впечатляюще.

Прогулявшись по району и повернув к Финскому заливу, замечаем несколько заброшенных строений. Кирпичное здание с огромными изоляторами — это бывший переходной пункт на 110 кВ Водоканала. За ним виднеется одинокая знаменитая труба так и не построенной котельной. Саму недостроенную котельную снесли еще во времена стройки ЗСД, но трубу трогать не стали.

Вообще, это достаточно знаковое место для местной молодежи, которая в 00-е с этой трубой делала все, что только можно — прыгали с верёвками и с парашютами, спускались внутри нее и снаружи, после чего лестницу на 88-ми метровую трубу демонтировали.

Если представить, что над домами нет моста, то место выглядит как обычный спальный район с голубятнями, мусорными баками и бесконечными хаотично припаркованными автомобилями.

Вид на район

Вид на район

Прогуливаясь по безлюдным улицам, нам все же удалось встретить женщину, которая выгуливала своего четвероногого друга. Мы поздоровались и завели с ней диалог, уж очень интересно было — как здесь живется простому человеку, не мешает ли шум и что она вообще думает про стройку и ворвавшуюся в их жизнь скоростную магистраль.

Со слов дамы — живется ей здесь хорошо. Переезжать она никуда не собирается, ведь район все-таки очень тихий и знают здесь все друг друга в лицо. Вокруг красота — Финский залив, а ЗСД ей не мешает, потому что во всей квартире ей установили бесплатно хороший стеклопакет. Летом спасает кондиционер. Хоть район и выглядит как пригород и очень тихий, до центра здесь — подать рукой, да и общественный транспорт ходит исправно.

Удалось узнать у женщины и о судьбе расселенных домов. Оказывается, два крайних подъезда в доме 12 к2, где она проживает, выкупили некие частники, которые будут там обустраивать то ли посуточную гостиницу, то ли офисы. Именно поэтому один из подъездов сегодня был открыт и из него выносили старые вещи бывших жильцов.

Расселенный дом номер 15

Расселенный дом номер 15

А вот судьба дома номер 15 еще не известна, но поговаривают, что его тоже хотят выкупить под офисные помещения, так как жилыми их признать невозможно из-за близости к автомагистрали, которая проходит в пяти метрах от дома и нависает над ним почти на добрую сотню метров.

Зато во дворе установили новую детскую площадку. Очень яркая и аляпистая — смотрится она здесь как из параллельной вселенной.

Теперь хочу сказать пару слов о самой ЗСД с позиции автолюбителя, который проехал по нашей стране далеко не одну тысячу километров. Проснувшись однажды утром, мне с товарищами нужно было в Зеленогорск. Навигатор повел меня через ЗСД, ведь так было быстрее на целых 45 минут даже не смотря на то, что пробок в выходной день нет.

Из одного конца города я быстро домчал до другого, но вот цена, которая получилась на выходе, меня просто поразила. Буквально за 25 минут дороги я отдал ровно 1000 рублей! На минуточку — за всю платную дорогу М11 от МКАД в Москве до КАД в Санкт-Петербурге я плачу без транспондера ~1600 рублей, и это почти за 700 километров дороги!

Цена за проезд по ЗСД сильно завышена. Даже и представить себе боюсь, чем так провинились простые петербуржцы, каждый из которых, кстати говоря, платит налоги из своего кармана — 1105 рублей в год на обслуживание этой платной дороги.

Вернемся обратно на Путиловскую набережную. Здесь расселены почти все трехэтажные дома, построенные в 1950-х годах. Людей переселили в Красносельский район, даже не возместив стоимость затрат на переезд и мебель с ремонтом. Конечно, переезжать отсюда никто не хотел, ведь метро совсем рядом, под боком — центр, а виды здесь и правда безумно красивые, особенно летом.

А вот и тот самый детский сад под автотрассой, куда молодые мамы боялись водить своих детей. Во время стройки садик функционировал, но детей не выводили на прогулки во двор — мало ли что на голову упадет, да и количество мигрантов, которые строили мост и передвигались здесь исключительно толпой, просто пугало местных жителей.

Сейчас рядом со старым зданием садика построили новый детсад на месте бывшей школы. Правда, находится он все также почти под автодорогой. Действует ли сад в данный момент — мне доподлинно не известно.

Детский сад - ясли

Детский сад — ясли

Вот такое необычное место нам удалось посетить несколько недель назад. Погулять здесь было интересно, да и увидели мы далеко не все, на что можно посмотреть в этом районе. Я хочу обязательно вернуться сюда летом и посмотреть, как огромные корабли уходят в Финский залив, проплывая буквально в нескольких метрах от тебя.

Ну а выводы из этого репортажа пусть сделает каждый для себя самостоятельно.

Путиловская набережная

Путиловская набережная

В конце нашей статьи предлагаю вашему вниманию видео, снятое на месте событий нашей командой.

Подробнее на: «ComDig | Urban Exploration«

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю